Литературно – музыкальный вечер: «Три Маргариты великого Мастера» (к 125-летию М. А. Булгакова)

Вед1: Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в многодетной семье профессора Киевской духовной академии Афанасия и Варвары Михайловны Булгаковых. Михаил был старшим из семи детей — у него было еще четыре сестры и два брата.

Вед2: Как признавался сам Михаил, его юность прошла «беспечально» в красивом городе Киеве на днепровских кручах. Об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни он напишет потом в своей автобиографии.
Мама воспитывала детей «твердой рукой», никогда не сомневаясь, что есть добро, а что – зло. Отец передал детям свое трудолюбие и любовь к учебе. В семье Булгаковых царил «авторитет знания и презрения к невежеству».

Вед1: Когда Михаилу было 16 лет, отец умер от болезни почек. Вскоре после этого Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета. Аргументами, повлиявшими в пользу медицины, стали независимость будущей деятельности и интерес к «устройству человека», равно как и возможность ему помочь.

Вед2: Будучи на втором курсе, Михаил, вопреки воле матери, женился на юной Татьяне Лаппа, только что окончившей гимназию.

Вед1: Доучиться Михаилу не удалось из-за начала Первой мировой войны. Весной 1916 года он добровольно отправился работать в один из киевских госпиталей. Как военный врач, он к тому времени имел насыщенное боевое прошлое и немалый фронтовой опыт. А осенью того же года Булгаков уже как доктор получил первое назначение — в маленькую земскую больницу в Смоленской губернии.

Вед2: В марте 1917 года Булгаков, будучи молодым земским врачом, вернулся из отпуска в родное село. То, что он видел на протяжении отпуска, как нож ранило сердце Булгакова: ему везде встречались больные с симптомами сифилиса. Однажды ему даже пришлось отсасывать ртом с помощью трубочки дифтеритные пленки прямо из горла тяжелобольного мальчика, что сыграло свою роковую роль в судьбе будущего писателя. Пленка попала в рот самого врача. Он заболел, и вылечиться ему помогла только инъекция морфия, которую он незамедлительно сделал.

Вед1: Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и морфий был больше не нужен, но он не спешил отказываться от этого «чудесного лекарства». Булгаков стал принимать его 2 раза в день. После нескольких месяцев приёма Булгаков мог писать только после дозы, он садился за стол и пытался передать на бумаге то, что открывалось тогда его мысленному взору. К счастью, жена Булгакова довольно быстро заметила его пристрастие к морфию и помогла отказаться от наркотика.

Вед2: В конце февраля 1919 года Булгакова мобилизовали в Украинскую армию, а в августе 1919 — го он уже служил военврачом в Красной Армии. В октябре того же года Михаил перешел в Армию Южной России, где служил врачом в казачьем полку и воевал на Северном Кавказе.
Кстати, то, что Булгаков остался в России, было лишь следствием стечения обстоятельств: он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну.

Вед1: Позже жена Михаила, Татьяна Николаевна, вспоминала, что Булгаков не раз пенял ей на то, что она не вывезла его, больного, из России. Причиной того, что писатель хотел уехать из России, были «сложные» отношения с политическими верхами.

Вед2: По выздоровлении Михаил Булгаков оставил медицину и начал вплотную сотрудничать с газетами. Одна из его первых публицистических статей называлась «Грядущие перспективы», в которой автор, не скрывающий приверженности белой идее, пророчит долгое отставание России от Запада.
Позже вышли в свет такие его произведения, как «Необыкновенные приключения доктора», «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и другие.

Вед1: В это время он разводится со своей первой женой Татьяной и женится на Любови Белозерской (они познакомилась в 1924 году на вечере, устроенном редакцией журнала «Накануне» в честь писателя Алексея Николаевича Толстого, поженились 30 апреля 1925 года).

Вед2: Все мы знаем, что существуют произведения, которые, может, и не являются самыми-самыми, но на них вырастают целые поколения, и независимо от того, который год за окном, эти книги становятся объектом интереса, затем увлечения, затем — обожания. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова относятся к разряду именно таких, культовых произведений. Мистика и юмор, реальность и вымысел, все переплетено.
И даже не страшно…

Вед1: Без сомнения, среди всех произведений писателя, принесшее ему посмертную мировую славу, это — самое известное, его он посвятил своей тогда возлюбленной — Елене Сергеевне Шиловской.

Вед2: Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя.
Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой — Елена Шиловская. Они познакомились в 1929 году, а поженились через три года – в 1932.

Вед1: Михаил Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Связывает же оба сюжета, современный и исторический, автор романа о Понтии Пилате — Мастер.

Вед2: Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Не оставила она равнодушным и Михаила Булгакова…

Вед1: Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.

Вед2: Вторая редакция создавалась до 1936 года. Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра жены Булгакова). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Вед1: Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Шиловская — Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Вед2: Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» — «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют и как роман-миф, и как философский роман, как роман-мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма романа и его содержание делают его уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Вед1: Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

Вед2: В романе прослеживаются три временных пласта — прошлое — настоящее — вечное. Три уровня реальности — земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками) великолепно увязаны друг с другом. Роль связующего звена в романе выполняет Воланд и его свита.

Вед1: Один из главных героев романа — бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, проповедует добро, любовь и милосердие. Его цель — сделать мир чище и добрее.

Вед2: В противовес ему — Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи конца 20-х — начала 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор – это императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.

Вед1: Вот как описана в романе сцена объявления приговора Иисусу Христу Понтием Пилатом: «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы».

Вед2: В евангельских главах — своеобразном идейном центре романа — поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»: Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство,
милосердие и всепрощение.

Вед1: Второй по силе воздействия на читателей персонаж романа — Воланд — это дьявол, сатана, «князь тьмы», (все эти определения встречаются в тексте романа). Вот как говорит сам о себе в романе «дух зла и повелитель теней»: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Вед2: А вот как описывает Булгаков свиту Воланда: «Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стёклышко пенсне поблескивает, а другого стёклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелирном пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб».

Вед1: Коровьев – рыцарь, владеющий черной магией, аферист. В действительности он — темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан и был вынужден служить Воланду.

Вед2: Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть.

Вед1: Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.

Вед2: Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты.

Вед1: Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.

Вед2: Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется «Домом Грибоедова». Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует — членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги профессора Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: «Рыбно-дачная секция», «Касса», «Квартирный вопрос», «Бильярдная» и др. Главная достопримечательность — ресторан «Грибоедов» в романе — символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.

Вед1: Михаил Александрович Берлиоз — председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом.

Вед2: Иван Бездомный (он же — Иван Николаевич Понырев) — поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.

Вед1: В романе Мастер и Иван Бездомный оказываются вместе в психиатрической клинике. Вот как писатель описывает их первую встречу:
«Гость долго грустил и дергался, но наконец, заговорил: «Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата».

Вед2: Образ Мастера — символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире.

Вед1: Мастер встречает свою Маргариту и навсегда влюбляется в неё.
«Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены».

Вед2: В начале романа Маргарита — подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается, и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли», и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий.

Вед1: История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.
Вед2: Символичен финал романа: «Прокуратор шел в сопровождении собаки Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем».

Вед1: Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” — это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..

Вед 2: По роману Булгакова «Мастер и Маргарита» поставлен широко известный одноимённый фильм, и сейчас мы с вами посмотрим отрывки из него.

(Демонстрация отрывков из кинофильма)

Вед2: За период с 1929- го по 1930-й год не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Писатель обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать из страны или дать возможность зарабатывать на жизнь. После отказа в просьбе о выезде работал во МХАТе и Большом театре.

Вед1: В 1939 году Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине «Батум». Пьеса была одобрена Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печати и постановке.

Вед2: В это время состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель продолжает употреблять морфий, прописанный ему ещё в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

Вед1: Уже с февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, а 10 марта 1940 года он умирает.

Вед2: По Москве поползли слухи, что болезнь писателя была вызвана его оккультными занятиями — увлекшись всяческой чертовщиной, Булгаков поплатился за это своим здоровьем, и его ранняя смерть была следствием сношений Булгакова с представителями нечистой силы.

Вед1: Другая версия гласила, что в последние годы жизни Булгаков вновь пристрастился к наркотикам, и те свели его в могилу. Официальной же причиной смерти писателя был назван гипертонический нефросклероз.
Гражданская панихида по писателю прошла 11 марта в здании Союза Советских писателей. На его могиле, по ходатайству его жены Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Николая Гоголя.

Вам также может понравиться...