«Библионочь – 2017». Сценарий.

Ведущий: Уважаемые гости! Сегодня вам предоставляется уникальная возможность побывать в библиотеке после основных часов её работы. Мы приглашаем вас принять участие в общероссийской акции «Библионочь-2017», главная цель которой показать информационные и досуговые возможности библиотеки. В программе акции ночной квест — игра для молодёжи «Дорога мудрости», который пройдёт с 18.00 до 21.00.
Книга… Библиотека… Как уже много было о них сказано во все времена и у всех народов и сколько ещё будет написано! Книгу называют пищей души, зеркалом и учебником жизни, другом и собеседником, величайшим и таинственным чудом земли.
Книга и библиотека всегда считались неиссякаемым источником знаний, мыслей и мудрости. Мы предлагаем сегодня вам, молодому поколению миллеровцев, совершить путешествие по ночной библиотеке и принять участие в квест-игре, посвященной жанрам литературы.
Слово «квест» пришло из английского и означает «поиск». Оно связано с поиском клада. У нас таким кладом будут фразы, которые необходимо составить, выполняя различные задания.
На каждой из пяти остановок этого нелёгкого пути, расположенных в различных отделах библиотеки, вам вместе с друзьями необходимо будет выполнить задания, за правильное выполнение которых на каждой остановке вы будете получать фрагмент высказывания известной исторической личности о книге. Конечная цель – собрать всю фразу. Подведение итогов и определение победителей будет происходить во Дворце мудрости –читальном зале библиотеки.
На маршрутном листе показана очерёдность прохождения остановок каждой командой. И помните, в случае возникновения затруднений обращайтесь к книгам, расположенным на книжных выставках каждой из остановок. За индивидуальную активность члены команды будут получать дополнительные бонусы, которые в конце игры можно будет обменять на призы.
Счастливого пути по дороге мудрости. Надеемся, что путешествие по ночной библиотеке обогатит вас новыми знаниями и впечатлениями.
Остановка «Пещера ужасов» посвящена жанру «хоррор» — мистической литературе, «ужастикам» и фэнтези (расположена в отделе комплектования и переработки и отделе внестационарного обслуживания.
( Темно. Горят свечи. Скрип, скрежет цепей. Появляется привидение)
(Из ОКиО выходит заблудившийся читатель)
Читатель: Здравствуйте, я так зачиталась, что потеряла счет времени.
⦁ Вот послушайте:
⦁ «Вот так начнешь изучать фамильные портреты и, пожалуй, уверуешь в переселение душ».
— Кто же автор? И откуда эти строки? (Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»).

А сейчас прозвучат другие цитаты из известных произведений. Вы можете воспользоваться книгами-подсказками.

⦁ «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти» (Эдгар По «Убийства на улице Морг»).

⦁ «Остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно…» (Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»). Получите первую часть фразы.

(Команде выдается 1 часть фразы)
Посмотрите, сколько же вокруг много летучих мышей. Давайте поймаем их, пока они сонные. Осторожно, ведь уже сумерки и мыши могут вот-вот проснуться и улететь на охоту! Наша задача отгадать загадки, написанные на мышах.
⦁ Когда на пустынной горе, в полнолунье,
Слетаются вдруг отовсюду колдуньи,
Хохочут, танцуют, на мётлах катаются, –
Знаете ли, как это всё называется? (шабаш)

⦁ Он в доме ведьмином живёт,
Он цветом чёрный, но не кот,
Он – не учёный, но умён,
Не ступа, но летает он,
⦁ И говорит он даже!
Кто это, – кто подскажет? (ворон)
⦁ Он единственный из всех представителей нечистой силы способен то вырастать вровень с самыми высокими деревьями, то становиться таким маленьким, что прячется под земляничным листом (леший)
⦁ Назовите род ведьмы под личиною безобразной старухи (баба Яга)
⦁ Он уродлив и огромен. Руки как оглобли. Ум его, как сажа, темен. Это страшный … (гоблин)
⦁ Их не видно никому – не имеют тела, и, наверное, потому всех пугают смело. Разные бывают, говорят, летают. Назойливы, как мухи, Это злые…. (духи).
Получите вторую часть фразы.

(Команде выдается 2 часть фразы)
(Вдруг раздаётся скрип и приоткрывается дверь в «Пещеру». Фонд покрыт пленкой, на стенах паутина с бутафорскими пауками. Полусумрак. Звуковое сопровождение. В углу фонда — приведение).
Читатель: А что это за звук? По моему, там кто – то есть!..
Привидение: Зачем вы потревожили мой покой? Еще часы не пробили полночь, мне бы еще чуть-чуть поспать. ( Привидение зевает и включает свет).
Читатель: А кто это? Я думала одна тут заблудилась…
Привидение: Я одето в белое и полупрозрачное. В общем-то, создание я совсем невзрачное. Но когда появлюсь я в темной библиотеке ночью, то для увидавшего доктор нужен срочно! (Привидение).
Читатель: Да это же привидение!!!
Привидение: Ну, хорошо. Раз уж вы ко мне пришли в гости, потрудитесь ответить на вопросы, а иначе я вас из пещеры просто так не выпущу. Только прошу слабонервных удалиться! Здесь настоящая ловушка! У-У-У-У, сколько паутины!!
Вы верите в переселение душ? А в путешествие во времени? Не шутите с этими явлениями. Это может быть очень опасно… Никто не подозревал, что призрак, случайно снятый на цифровую камеру, однажды вырвется в Интернет и станет пленником электронной сети. Кто автор произведения об этом электронном пленнике? Вспомните название книги? (Т. Крюкова, повесть «Призрак сети»)
Привидение: Ну что ж! Вы справились с этим заданием. Но ловушки здесь на каждом шагу. Потрудитесь-ка справиться со следующим заданием. Посмотрите внимательно на фотографии. Назовите цикл произведений, по которому сняты фильмы, кадры из которых вы видите.
1.
Гарри Поттер и Дадли Дурсль. Дом на одиноком скалистом островке, куда дядя Вернон привез семейство, убегая от волшебников и их писем. ( Роулинг Д. «Гарри Поттер и философский камень»)
2.
Министр Магии – Корнелиус Фадж. Хижина Хагрида. ( Роулинг Д. «Гарри Поттер и Тайная комната»)
3.
Гарри Поттер и Гермиона Грейнджер. Большой Зал Хогвартса, завтрак. (Роулинг Д. «Гарри Поттер и Кубок огня»)
4.
Профессор Минерва Макгонагалл. Кабинет Снейпа. ( Роулинг Д. «Гарри Поттер и Тайная комната»)
5.
Рон Уизли и Сьюзан Боунс. Первый урок Зельеварения у Снейпа.
( Роулинг Д. «Гарри Поттер и философский камень»)

Привидение: Так уж и быть, получите 3 часть фразы.

(Команде выдается 3 часть фразы)
Привидение: А теперь обратите внимание на мою шикарную паутину, на ней мои друзья – пауки. На пауках есть вопросы, ответив на которые вы, возможно, получите 4 часть фразы.
(На пауках написаны вопросы. Участники снимают пауков и отвечают на вопросы.)
1. На каком факультете учится Гарри Поттер?
Гриффиндор
Когтевран
Пуффендуй
Слизерин
2. Как зовут трехголовую собачку, с которой пришлось как-то встретиться Гарри и его друзьям?
Букля
Дружок
Ласточка
Пушок
3. Как называется любимая игра Гарри Поттера?
квиддич
футбол
шахматы
шашки
4. Чтобы освободить домашнего эльфа от рабства, ему нужно подарить…
цветок
книгу
конфету
одежду
5. Кто изображен на гербе Гриффиндора?
змея
лев
олень
орел
6. Кто является крестным Гарри Поттера?
Альбус Дамблдор
Вернон Дурсль
Северус Снегг
Сириус Блэк
Привидение: Жаль, но все же настало время отдать вам 4 часть фразы.

(Команде выдается 4 часть фразы)

— Ну, уж последнюю, 5 часть фразы, я вам просто так не отдам! Вам еще придется ответить на мои каверзные вопросы. Подсказки вы можете найти в этих книгах. Итак, вы должны узнать произведение по его началу:
1. “Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие”. ( Гоголь Н. В. «Нос»)
2. “Звонкая песня лилась рекою по улицам села. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак”. ( Гоголь Н. В. «Майская ночь, или Утопленница»)
3. “Последний день перед Рождеством прошёл”. (Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством»)
Привидение: Кто же автор всех этих произведений? ( Н. В. Гоголь).
Как известно, Н. В. Гоголь мог блистательно создать литературного героя. Ваша задача – как можно быстрее угадать героя произведения Николая Васильевича Гоголя. Этот герой:
⦁ «воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа…мерзость мерзостью…»;
⦁ Больше всего на свете боялся крестного знамения. (Черт, «Ночь перед Рождеством»).
Привидение: А теперь последнее задание:
Кто назовёт книгу, ставшую настоящей классикой «вампирского» жанра (Стокер Брэм «Дракула»).
Привидение: Вы меня просто убиваете своими правильными ответами. И мне ничего не остается, как отдать вам 5 часть фразы.
(Команде выдается 5 часть фразы)
Привидение: Ужасно!!! Что же мне теперь с вами делать, напугать вас что ли?!
Читатель: Ребята, давайте будем как-нибудь выбираться отсюда.
(Все выходят в коридор и встречают Хранительницу библиотеки).
Хранительница библиотеки: Здравствуйте ребята, я хранительница библиотеки.
Читатель: Мы заблудились… и привидение нас пугает. Вы можете нам помочь?
Хранительница библиотеки: Да, и мое право отправить приведение на покой. По-моему привидение у нас слишком надолго задержалось и мешает здесь всем. Мы сейчас произнесём заклинание и вернём его домой. Помогайте. Произносим все вместе.
Ты витаешь в вышине,
цепями бренчишь.
Ты пугаешь всех вокруг,
криками кричишь.
В темноте ночной чердак
гвоздиком скребешь,
И на кухне у хозяев
всю посуду бьешь.
Но сегодня вдруг настал
Час заветный твой!
И душа твоя навек
Обретёт покой.
Привидение: Ужасно печально, но я вынуждено оставить вас.
(привидение удаляется).
Хранительница библиотеки: Отлично! Теперь путь свободен и вы можете двигаться дальше. Удачной вам дороги!
(Команды получают подсказки — части высказывания.
1 команда: Книга (делим на 5 букв)
2 команда: Книга – нетленная память и вечность (делим на 5 слов)
Буквы 1-ой команды выдаются вразброс, а слова у 2- команды нумеруются. «Ключи» расположены на «летучих мышах»).

Остановка 2 «Сказочная полянка» посвящена русским народным сказкам (расположена в отделе обслуживания дошкольников и уч-ся 1-4 классов центральной детской библиотеки)
Ведущий: Поклон вам земной, люди молодые, знакомые старые и новые, гости званые и случайные!
Все вы в детстве любили слушать и читать сказки, в которых происходили разные чудеса, неожиданные превращения, где животные разговаривали человеческим голосом, и добро всегда побеждало зло.
Вот и сегодня вы попали в лес, но он не простой, а сказочный, и у вас есть возможность побродить по его неведомым дорожкам, а мы вам в этом поможем.
Чтобы добыть заветные словечки, вам необходимо пройти 5 испытаний.
Наши задания спрятаны на этой сказочной поляне. Вы должны их найти, отгадав загадки, которые я вам загадаю, а ответы вам подскажут, где спрятаны задания. Итак, в путь!
К нам сейчас на огонек,
Прилетит одна старушка,
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Славный будет вечерок… (баба Яга)

(звучи музыка, влетает баба Яга на метле)
Баба Яга: Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я собиралась
И красиво наряжалась.
Отскоблила грязь от тела,
Платье лучшее надела,
Вилкой волосы чесала,
Спичкой зубы ковыряла.
Ножниц в доме не нашлось,
Ногти мне обгрызать пришлось.
Вот, на ночь я к вам пришла,
И заданья принесла!
Меня вы узнали, друзья!
Да, Баба Яга – это я!
(пожимает всем руки)
Живу я в дремучем лесу, собираю растения, плоды и коренья, затем их высушиваю и готовлю из этого сырья самые разные снадобья.
Но есть у меня мечта заветная – мечтаю я о косе русой, до пояса. Да вот чагой-то не получается. Дал Леший мне рецепт редкостный для роста волос.

Я темной ночью в лес ходила,
Рвала травы и сушила,
Все коренья находила.
Мои снадобья Кощей
Перепутал все, злодей.

И к тому же я рецепт позабыла. Вам, девчонки, моё первое задание. Восстановите рецепт бабушке, назовите травушки, которые помогут мне иметь красивые волосы.
Изготовьте заново
Колдовские снадобья.
Где ромашка, где шалфей —
Разберите поскорей.

Задание 1 «Снадобья»

Команде дается корзина с набором трав. Из набора предложенных трав, нужно выбрать только те, которые необходимы для ухода за волосами: ромашку, лопух, крапиву.
Баба яга: Ох! Люблю я добрых молодцев! Для них я тоже приготовила задание. Пусть они споют мне песенку, порадуют старушку!
(раздает слова, мальчики исполняют песню на мотив «В лесу родилась ёлочка»)
В лесу родилась бабушка,
В лесу она росла,
Прозвали эту бабушка
Все просто — Баба Яга!

Кощей поёт ей песенки,
Частушки леший пел,
Но бабушке невесело
Уж много-много лет!

Но вот весна нагрянула
И бабушка цветет,
На праздник нашу бабушку
Вдруг пригласил народ!

Теперь она нарядная
На праздник к нам пришла
И много очень радости
Она нам принесла!
Баба-Яга: Ох, ребятушки, порадовали вы меня – и конкурс отгадали и повеселили старушку, так и быть, заслужили награду. Получите первую подсказку (все подсказки в форме Колобка, на котором написана часть высказывания о книге)
Ведущий: А что еще есть на нашей сказочной поляне? Слушаем вторую загадку.
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча
Накормишь — живёт, напоишь — умрёт.
Зимой много ест, летом много спит.
Тело тёплое, крови нет.
Сесть, на неё сядешь, а не везёт.
Внутри огонь горит, из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит.
(русская печь)
Правильно, отгадали. Второе задание вы найдёте в печке.
На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, люди собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к тёплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо! Давайте все вместе вспомним сказки, где упоминается старая, добрая русская печь.
(Участники достают из печи горшок, в котором на пирожках написаны отрывки из сказок.)
«Задание 2 « По отрывкам угадайте название сказки»

⦁ « Пошла Василиса за печку и слышит — Баба Яга говорит: «Ты девка — чернавка, печь растопи, огонь размечи, я проснусь — Василису зажарю. Легла Баба Яга на лавку, положила губы на полку и захрапела на весь лес»
( « Василиса Прекрасная»)
⦁ « Бежала девочка, бежала: видит — стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели. Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси — лебеди»)
⦁ « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!». А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»
(«Лиса и заяц»)
⦁ « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)
⦁ « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна — лягушка»)
⦁ « Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла она в избушку и видит: сидит на печи Баба Яга — костяная нога, губы на полке, а нос к потолку прирос» ( Финист — ясный сокол»)
⦁ « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» ( « Сивка — бурка»).
Ведущий: Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки! Получайте вторую подсказку. А следующее задание вы найдёте в предмете из этой загадки.
Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (сундук).
У нас на сказочной полянке кто-то оставил сундучок, но сундучок не простой — волшебный. В нём спрятан волшебный предмет. Ваша задача, угадать, что это за предмет.
Задание 3 «Волшебный предмет»
Команде предлагается угадать, что находится в волшебном сундуке. Они могут задавать наводящие вопросы, а ведущий отвечает только «да» или «нет». (В сундучке находится золотой ключик. Всем членам команды можно раздать конфеты «Золотой ключик»)
Ведущий: Молодцы, догадливые попались ребята. Получите свой следующий колобок. А теперь следующая загадка.

Ведущий: Он в доме самый старший,
За все несет ответ,
Ворчит на всех домашних
И дом хранит от бед.
Он в полдень отдыхает
На жарком чердаке,
А сам напоминает
Сучек на потолке (домовой).

На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет этот дух – домовой.
И у нас в библиотеке тоже есть свой домовенок, только он ещё, молоденький, ему ещё предстоит расти и расти, а зовут его Кузька, Кузенька, Кузя. Он очень забавный,  сообразительный и очень добрый, любому старается помочь. А ещё Кузька очень любит сказки. И следующее задание ищите возле нашего домовёнка.
Ведущий: Вот он наш Кузя. Видите, какой он забавный,  сообразительный и очень добрый. Любому он старается помочь и если нужно дать полезный совет. И сейчас он проведёт с вами викторину, которая так и называется:
«Кто дал полезный совет?»
(На карточках написаны вопросы. Участники по очереди берут карточки и отвечают.)
1. Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду. (Фёдора)
4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
5. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
6. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
7. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из неё выход.
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
8. Хорошо учись. (Буратино)
9. Не ешь много сладкого. (Винни Пух).
Ведущий: Ну, молодцы, ребята, со всеми заданиями быстро справляетесь. Получите следующую подсказку. Ну и последнее ваше испытание.

Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь
(клубок).
В дремучих сказочных лесах легко заблудиться. Сказочным героям в таких случаях помогает найти дорогу Волшебный клубочек. Надо только бросить его перед собой и идти за ним, туда, куда он покатится. Наш клубочек привёл нас к лесной доске объявлений. Вы должны ответить на вопросы, кто автор этих объявлений:
Задание 5 «Реклама и объявления»

1.«Туристическая фирма «Дремучий лес» предлагает Вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Бревенчатая изба приютит Вас после изнурительной пешеходной прогулки по лесу, предложит Вам хорошо натопленную русскую баньку и экзотические блюда. Вы можете принять участие в древнем обряде или получить клубок-путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме». (Баба Яга).
2.«Клуб «Садоводы-любители» приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс «Супер-овощи». Вы можете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию овощей в особо крупных размерах». (Дедка, бабка, внучка, Жучка).
3.«Клуб «Рыболовы-любители» обучает ловле рыб нетрадиционными средствами (заговорами), а также отлавливанию особо ценных щук и редких пород золотых рыб с целью исполнения желаний. В состав клуба входят три знаменитых рыбака, готовых за доступную плату поделиться опытом». (Лиса, Емеля и старик).
4.«Лесная школа коммерции «Хочешь есть – умей хитрить» предлагает курс наглядного обучения: «За лапоточек – курочку, за курочку – гусочку». (Лиса).
5.«Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но слабого любителя лесных прогулок. Оплата – песнями». (Колобок).
6.«Срочно куплю корм фирмы «Рябушка» для своего любопытного и голодного петушка». (Кот).
7.«Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит Вам воздушным путем Вашу или чужую невесту в любую точку земного шара. Гарантия комфорта и удобства полета. Вас ждут незабываемые ощущения. За неточность доставки особо красивых невест ответственности не несу». (Змей Горыныч).
8.    «Ищу для создания семьи сильную птицу с надежными крыльями и уютным гнездом. Долговязых и длинноногих журавлей прошу не беспокоиться». (Цапля).

Ведущий: Молодцы ребята, много вспомнили русских народных сказок. Вручаю вам последнюю подсказку.
Баба Яга: Ой, ребята, как же с вами весело и интересно. И все-то вы умеете: и петь, и играть, и даже загадки отгадывать. Хорошо с вами, но дело к вечеру. Пора мне нечисть разную на вечерку собирать. Будет сегодня, что им рассказать, будет, чем похвастаться – вон с какими интересными ребятами познакомилась. Спасибо, что не забыли бабушку. Еще когда-нибудь встретимся. Прощевайте-ка, до свидания! А теперь следуйте дальше по дороге Мудрости.
(Часть высказывания для 1 команды: совет умирающего старца юноше, начинающему жить,
Часть высказывания для 2 команды: книга – советчик,

Остановка 3 «Пиратский остров» посвящена приключенческому жанру (расположена в отделе обслуживания уч-ся 5-9 классов)
( Два ведущих встречают на лестнице с песней)

Весь покрытый зеленью,
А может быть не весь,
Остров Приключения в библиотеке есть,
Остров Приключения в библиотеке есть,
Весь покрытый зеленью,
А может быть не весь,
Здесь герои славные, отважные живут,
Робинзон и Пятница, храбрый Робин Гуд,
Гулливер, Мюнхаузен, Немо капитан-
Все на этом острове будут рады вам.
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,
Остров Приключения в библиотеке есть,
Остров Приключения в библиотеке есть,
Весь покрытый зеленью, а может быть не весь.
Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас, путешественники! Вы не против отправиться на поиски клада? Предлагаем вам, побывать на Пиратском острове. Выполняя задания, вы будете зарабатывать монеты-буквы (дублоны), с помощью которых в конце путешествия вы соберёте часть высказывания о книге, которое и поможет вам отыскать клад. Прошу, господа! Двери открываются, приключения начинаются! Добро пожаловать на пиратский корабль «Чёрная жемчужина».
(У входа оформлен пиратский корабль с названием «Чёрная жемчужина». На стенах размещены аппликации в виде больших морских якорей, мачт, морских обитателей. Можно смастерить верёвочные лестницы из мотков бечёвки. Стена с рыбацкой сетью.
Реет флаг с изображением «весёлого Рождера».. Стоит маленький столик с бутылками, пиратский напиток – конечно же, ром! Изготовьте этикетки-аналоги напитков. К примеру: «Пиратский ром», «Вырви-глаз. Ром кубинский». Стоят блюда из морепродуктов. Названия блюд тоже соответствующие: «Печень кашалота», «Язык болтливого пирата», «Чёрная каракатица» и проч. Встречает гостей пиратка, одетая соответственно.)
(звучит пиратская песня)
Пиратка: Поднять якорь! Тысяча чертей! Лопни твоя селезёнка! Вилы вам в печень! Зуб на мясо! Мы вас давно заждались! Ну что, путешественнички, попались в наши сети? Якорь вам в глотку! Что, за кладом пожаловали?
Ведущий 2: Не удивляйтесь, что перед вами леди. Вашу новую знакомую зовут Железная рука. А знаете ли вы, что первым пиратом была – женщина! Жила себе во Франции в 14 веке во времена короля Филиппа 6 нежная супружеская чета. Но случилось так, что супруга Оливье де Клиссона, оклеветали завистники, и король повесил его. Жанна де Клиссон, жена покойного, решила жестоко отомстить несправедливому королю, а вместе с ним и всей Франции. В один прекрасный день на свои средства она приобрела три корабля и вышла в открытое море. На протяжении нескольких лет её небольшая эскадра наводила неописуемый ужас на весь королевский флот могущественного морского государства. Моряки, которым удавалось спастись, — рассказывали, что пиратами командовала красивая женщина. Она при абордаже лучше всех владела саблей и всегда первой бросалась в самые кровавые схватки, выходя из них победительницей…
Пиратка: Значит, кладом интересуетесь? А впрочем, если вы ответите на мои вопросы, то возможно, мы вас не тронем. (Ха-ха-ха)
Развивайся, чёрный флаг,
Черепок, да кости,
Отвечайте на вопросы,
«Дорогие» гости!
Задание 1 «Пираты»
1) Как другими словами называют нас, пиратов? (Корсар, флибустьер)
2)Любимый напиток пиратов (Ром)
3)Любимая валюта пиратов? (пиастры, дублоны)
4) Сберегательный банк для пиратской валюты? (сундук)
5)Легендарный капитан пиратов, упоминающийся во многих книгах? (Флинт)
6) Посмотрите на наш флаг и скажите, как он называется? (Весёлый Роджер)
7)Неизменный спутник Долговязого Джо, героя романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ»? (Попугай)
Что шумите? В трюм попасть хотите? А там у нас темно и сыро. Самый шумный – выходи! (Ему завязывают глаза). Если тебе удастся прочитать на ощупь слово-подсказку, я вас отпускаю (участнику дают вырезанные из картона буквы, а он пытается их узнать и составить слово. Участник угадывает слово К,Р,Е,С,Л,О. Ему развязывают глаза.)
Что ж, тебе удалось узнать слово, но это ещё не всё. А теперь пройдите в каюту. Перед вами пять кресел. Нужно выяснить, какое кресло хранит клад. Для этого нужно решить задачу: Два числа 5 и 3 пришли однажды на необитаемый остов в такое место, где валялось много разных разностей и стали искать свою (разность). Помоги им. (Их разность 2) . Значит надо искать клад у кресла 2. (Под стулом в мешочке спрятана монета-буква и книга Г. Остера «Задачник»).
Пиратка: Что это за книга у вас в руках? О! Это замечательная книга кладоискателей. Давайте заглянем в неё и решим задачу.
1. Чтобы найти пиратский клад, надо пройти от старой берёзы 12 шагов на север. А потом 5 шагов – на юг, потом ещё 4 шага – на север и ещё 11 шагов на юг, а потом вернуться назад. Узнайте, где зарыт пиратский клад? (У старой берёзы). Пройдите к ней (показывает берёзу) и посмотрите, нет ли там монеты?
Тысяча чертей! Снова монета! Ну что ж, я, как и обещала, оставлю вас живыми и невредимыми. Но не думаю, что впереди у вас всё так же легко и просто. А мне пора с вами проститься, меня ждут на моём корабле, Груз за борт! Отдать швартовы! Поднять паруса! Сушить якорь! Полный вперёд!!!

Ведущий 1:,Прощай, «Железная рука»! А мы продолжим своё путешествие. Теперь от теории вам предстоит перейти к практике. Перед вами лежит дорога, ведущая в страну Приключений. (Из бумаги дорожка, ведущая к книжной выставке «Миры приключений»). Найдите здесь книгу, в которой главный герой, юный мореплаватель со своими друзьями, искал сокровища на острове (находят книгу Р. Стивенсона «Остров сокровищ»). Откройте её на 54 странице.
Развернитесь спиной к выставке и сделайте столько шагов, сколько кораблей нарисовано на этой странице.
Повернитесь на 90 градусов по часовой стрелке и идите до тех пор, пока не увидите предмет, поднятый пиратами с морского дна. (Это ракушка, в ней — записка, разрезанная на несколько частей). Сложите записку. (Получится слово ДРАКОН)
Ищите дракона, он охраняет следующую подсказку (Под драконом находит очередную записку со словом)
Расшифруйте это слово «Найта» (тайна)
Вы честно заработали ещё одну монету.

Ведущий 1: А мы всё дальше и дальше идём. Все тайны раскроем и сокровища найдём.
Поглядите, перед вами чей-то кабинет. А хозяина почему-то нет. Похоже, он совсем недавно покинул своё рабочее место. Давайте догадаемся, кто хозяин кабинета. (На столе разложены документы, папки, лупа, трубка, пистолет, скрипка, на стуле плед, папка с надписью «Дедуктивный метод»). Праобразом этого знаменитого персонажа стал один эдинбургский житель. Назовите хозяина кабинета. (Шерлок Холмс). Совершенно верно, это Шерлок Холмс – главный герой детективных повестей английского писателя А. Конан Дойля. А теперь ответьте на вопросы:
Задание 2 «Ах, детектив»
1. На какой улице А. Конан Дойль поселил своего героя Шерлока Холмса? (Бейкер-стрит)
2. Угадайте, что за персонаж? «…Казался очень высоким, худым человеком с длинным носом, торчащим, словно клюв, между серыми. Близко посаженными глазами, которые ярко поблескивали за золотой оправой очков. Одет он был, как и подобает человеку его профессии, но несколько неряшливо: сильно поношенный пиджак, обтрёпанные брюки. Он уже сутулился, несмотря на молодые годы. И странно вытягивал шею… (Доктор Мортимер)
3. «Такой собаки из нас, смертных, ещё никто не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь…» (Собака Баскервилей.)
Чтобы установить личность преступника, многие великие сыщики вживались в образ. Предлагаем и вам попробовать себя в этой роли.
(Зачитываеся описание преступника, участники должны его изобразить)
1. Он был хромой. Левая рука отсутствовала, а правое веко периодически подёргивалось. Одно ухо было намного больше другого, а обаятельная улыбка постоянно растягивалась от уха до уха. Его походку нельзя было спутать ни с какой другой, так как он передвигался скачкообразно, а голова его несколько была наклонена вправо, и он постоянно напевал «Подмосковные вечера».
2. Походку его можно было назвать «тараканий шаг». Лицо было обведено по циркулю, а макушку украшали три волосины. Одна штанина была закатана выше колена, а другая волочилась по земле. Первое, что бросалось в глаза при встрече с ним. То, что он трясся как осина. При том он был косой на один глаз. Одна рука была на перевязке. А другая, всё время нежно почёсывала спину соседа.
3. Он постоянно страдал от насморка, и это отразилось на его внешнем виде. Некогда стройная фигура скривилась так, что казалось что он не идёт, а ползёт по земле. Он несколько смахивал на слона, а его хобот, то есть нос, качался из стороны в сторону. Правое плечо постоянно подёргивалось, а речь была похожа на кваканье.
Вы справились и с этим задание и всё ближе подбираетесь к кладу. Получите очередную монету.
Ведущий 2:
А здесь хижина и чьи-то следы? (Нарисованы следы тигра, утки, медведя, собаки и человека. Команда угадывает, кому принадлежат следы). Следов животных много. А вот следы человека встречаются не часто. Видимо здесь живёт мало людей. Заглянем в хижину. (В ней лежит книга Д. Дефо «Робинзон Крузо». Книга раскрыта на первой странице.) Кто-то оставил здесь свои записи. Вот что тут написано: «Удивительные приключения моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля погиб…» Кто же это? (Робинзон Крузо).
А теперь давайте представим, как Робинзон общался с Пятницей, ведь он не знал языка аборигенов.
(Нужно показать общение языком жеста)
Задание 3 «Язык жестов»
Два участника изображают Робинзона и Пятницу.
Робинзон — Подойди поближе! Не бойся меня. Я не сделаю тебе ничего плохого!
Пятница — Как тебя зовут? Я хочу есть!
Робинзон — Ты будешь есть козлятину, кокосы или бананы?
Пятница — Пойдёшь охотиться со мной на кабана?
Робинзон — Тут всегда так жарко, а дожди бывают?
Пятница — А ты случайно не видел сундук?
Робинзон — Поищи его в хижине.
(Пятница выносит из хижины сундук и книги приключенческого жанра)
На нашем острове, конечно же, главное сокровище – книга. Получите книги в память об этом путешествии в подарок. А также всем членам команды вручаются «золотые монеты» (шоколадки). Мы надеемся, что опыт, приобретённый на острове приключений, обязательно вам пригодится.

Остановка 4 «Сад классики» посвящена русским классическим произведениям (расположена на абонементе межпоселенческой центральной библиотеки).
( У входа на абонемент команду встречают ведущие)
1ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Для того чтобы сделать остановку вашего путешествия в «Саду классики», вы должны выполнить задание-пропуск, которое называется «Угадай, сколько?». Готовы? В руках у меня книга. Конечно же, это – произведение писателя — классика. Вы должны как можно более точно угадать количество страниц в ней. Тот, кто первым максимально правильно угадывает количество страниц в книге, получает её в подарок.

(Команда отгадывает количество страниц)
А сейчас вся команда может пройти на территорию нашего книжного сада, где вас встретит, пожалуй, самая известная героиня чеховского произведения, заглавием которого является название сада. Кто это – вам предстоит угадать. Проходите, пожалуйста.

(Команда проходит на абонемент)
На абонементе обустроен отдельный уголок с хорошо видным названием «сад классики» (вишнёвый): возможно, это книжный стол с книгами русской классики, маленький диванчик или садовая скамья с забытой на ней шалью, вокруг деревья с нанизанными на них белыми цветами, листьями вишен, на нескольких из них – задания для команд-участников. Атрибутика: зелень, цветы в садовой лейке, чёрно- белые фото, светильник или настольная лампа, кружевной зонтик, веер, чайные или кофейные чашки.
Участников встречает героиня пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская Любовь Андреевна:
Здравствуйте, дорогие гости! Надеюсь, вы узнали меня?

(Пауза на угадывание)

Да, я – Раневская Любовь Андреевна, героиня пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Мы рады видеть вас в нашем импровизированном уголке сада классики. Я думаю, вы согласитесь со мною, что классика всегда современна.
В нашем «Саду классики» вы можете прийти в себя от страхов «Пещеры ужасов», расслабиться после приключений «Пиратского острова» и отдохнуть от волшебства «Сказочной поляны». Здесь всё серьёзно – (ведь классика!), и здесь всё шуточно, потому что – это игра.

1ведущий: Итак, начинаем… Команда должна правильно выполнить 5 заданий по русской классике. Задания помещены на листочках одной из цветущих вишен (древе познаний).

Задание 1 «Сочинение на тему «Сад»
Раневская: Ищем на дереве листок с заданием №1. Необходимо всей командой составить небольшое сочинение (несколько предложений) на тему «Сад». Если вы справляетесь с этим заданием за пять минут, получаете фото цветущего сада.

(Команда выполняет задание)

Раневская: В награду за прекрасное сочинение мы дарим вам фото этого великолепного сада.

1ведущий: (Читает стихотворение «В саду»)

«Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда моё дышало детство.
Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно,
Хватает за ноги заглохшая трава,
И чувствую, что здесь, в саду, мне будет грустно.
Как будто с трепетом здесь каждого листа
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть». А. Фет «В саду»
Задание 2 «Знаешь ли ты классику?»

2ведущий: Внимание, ваше второе задание. Ищем листок с заданием №2 на дереве, читаем:
Назовите шесть произведений А.С. Пушкина, в которых главная героиня носит имя Мария?
(Роман «Дубровский»; повести «Капитанская дочка», «Выстрел», «Метель»; поэмы «Полтава» и «Бахчисарайский фонтан»)
(Команда отгадывает произведения)
2ведущий: Молодцы, хорошо справились с заданием. Наиболее активный участник команды получает в подарок книгу А.С. Пушкина.

Задание 3 «Кто на портрете?»

1ведущий: Вы удачно попробовали себя в писательском творчестве, теперь узнаем, как вы разбираетесь в портретной живописи. Итак, третье задание ищем на древе познаний. Оно называется «Кто на портрете?» Подсказка – это писатели — классики, необходимо назвать их фамилии. Портреты писателей вы можете увидеть на нашей выставке.

(Команда отгадывает, кто из русских классиков изображён на портрете)

Да, конечно же, это портреты известных русских классиков Радищева Александра Николаевича, Жуковского Василия Андреевича, Чехова Антона Павловича, Салтыкова — Щедрина Михаила Евграфовича, Толстого Алексея Николаевича.

Раневская: Третье задание удачно выполнено. Наиболее активный участник получает книгу в подарок. А теперь послушайте отрывок из произведения одного из этих писателей:

1ведущий: «Фамилия… Забыл! Такая ещё простая фамилия,… словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. – Жеребятников? – Никак нет. Постойте… Кобылицын… Кобылятников… Кобелёв…
— Это уж собачья, а не лошадиная. — Коренной… Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!»
Может, кто-нибудь вспомнит, откуда этот отрывок, и какая же всё-таки фамилия была у героя рассказа (зубного доктора). Ответивший правильно на этот сложный вопрос получает суперприз.

Да, конечно, это отрывок из рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Задание 4 «Чёрный ящик»

Раневская: Следующее задание — необычное. Итак, ищем листок с четвёртым заданием на дереве. Читаем – оно называется «Чёрный ящик», вам необходимо угадать, что находится в ящике.

2ведущий: Подсказываем, предметы, находящиеся в ящике, непременно хотел сжечь один из героев русской классики.

(Команда угадывает содержимое чёрного ящика)

2ведущий: Да, правильно, в ящике находятся книги, участь которых определил герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» управляющий Фамусов.

2 ведущий: Напомним вам этот отрывок. В ответ на фразу полковника Скалозуба о том, что «книги сохранят так: для больших оказий», Фамусов ответил:
«Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».

2 ведущий:

За правильный ответ наиболее активный участник получает книгу в подарок.

Задание 5:
Раневская: Как видим, с очередным заданием команда справилась удачно. И, наконец, мы подходим к последнему, пятому заданию.
Ищем его на листочке и знакомимся с ним. Оно называется «Аллея любимых деревьев русских классиков».
Приглашаем вас пройти по нашему саду к литературной беседке.
Итак, вам предстоит угадать, каким деревьям отдавали предпочтения русские писатели и поэты, и назвать их фамилии.

1ведущий: Итак, зачитываем определения:
Он дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дереву страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зелёный.
Значит, он выносливый, значит, закалённый.
Думаем, отгадываем. Правильно, это — Дуб. А кто из писателей или поэтов любил это дерево?
Образное осмысление дуба — постоянная тема русской поэзии и прозы: так он упоминается в прозе Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, а также в знаменитом стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»; («Надо мной, чтоб вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел…»)
Дуб – любимое дерево этих классиков.

2ведущий: Дуб — крупное, могучее лиственное дерево, с плотной древесиной и своеобразными резными листьями, живущее до 1000 лет. Красота и мощь дубов всегда вызывает восхищённый отклик в душе каждого человека, а людей творческих — особенно.
Дубы достигают 50-ти метров в высоту и 4-х метров в диаметре.
Есть такие дубы и у нас в Миллеровском районе, в Фоминском лесу. Всё лето деревья покрыты плотной кроной темно-зеленых листьев, осенью появляются плоды — жёлуди. Древесина дуба издавна очень ценится. Она обладает большой прочностью, твердостью, долговечностью и красивым рисунком.
Дуб — царь русского леса, священное дерево у древних славян. Около старых, могучих дубов совершались религиозные языческие церемонии. Не удивительно, что это дерево вдохновляло в творчестве многих писателей и поэтов.

1ведущий: Итак, следующее дерево.

Она грустит, и одинока среди березовых подруг.
Грустит о кедре том далеком, что потерялся в пенье вьюг.
Он усыплён стихией властной, заволокло туманом взгляд.
И ждет она его напрасно, украсив бусами наряд…
1ведущий: Угадываем. Да, конечно же, это – Рябина. Как вы думаете, для кого из классиков рябина была любимой?
Рябина – любимое дерево известной поэтессы М. Цветаевой и автора деревенской прозы В.П. Астафьева. Да и как её не любить? Рябина прекрасна в любое время года, но особенно она хороша осенью, она — настоящая царица осеннего леса. Красные, яркие красавицы — гроздья видны издалека.
Про рябину есть множество примет. Например, считается, что если на рябине мало плодов, то и дождей осенью будет мало, много — осень будет дождливой. А если рябина расцвела поздно, то и осень будет затяжной.
Наверное, у многих из вас рябина — тоже любимое дерево.

2 ведущий: А
Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчонки встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.

2ведущий: Да, правильно, речь идёт о Берёзе.

Березу есть за что любить: красивое, стройное белоствольное дерево с утонченной вязью листвы, издавна приносимое неоценимую пользу людям. На территории России берёзу можно встретить повсеместно – от Камчатки до Калининграда. Продолжительность жизни берёзы около 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.
Белую кору берез видно далеко в любом лесу. Весною берёза надевает сережки, как настоящая красавица. Осенью её листья желтеют первыми, на зиму опадают. Кто же из русских классиков признавался берёзе в любви? Думаем.
Стройную, кудрявую берёзку много раз упоминают в своих стихах русские поэты Н. Рубцов и С. Есенин. Любимым деревьям посвящены такие строки поэтов:
1ведущий:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. С. Есенин

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. Н. Рубцов

2ведущий:

А это дерево обожал ещё один русский поэт. Кто он? Слушаем подсказку:
1ведущий:

Как здесь свежо под кроною густою —
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал…
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.

2ведущий: Отгадываем. Как называется дерево? И кто его просто обожал? Да, конечно, это – Липа, любимое дерево А.С. Пушкина. Из его биографии мы знаем, что поэт любил прогуливаться по липовым аллеям Михайловского парка.
Липа — это крупное дерево высотой до 40 метров и диаметром кроны до 5 метров. Живёт липа около 150 лет, но может и до 600. Липа — самое распространенное дерево в зоне лесов Европы, Восточной Азии и Северной Америки. Есть она и у нас в городе.
Молодые побеги липы — красно-коричневого цвета. Цветёт она летом, в июне-июле, чудный запах её цветов плывёт в воздухе над нашими городскими улицами … Липа считается одним из лучших медоносных растений, а липовый мёд – самым полезным.

1ведущий: По следующим стихам вы должны угадать ещё одно дерево и предположить, у кого из классиков оно было любимым:

2ведущий:

Куда ни глянь, со всех сторон
Белеют, словно паруса,
Наряды белоснежных крон,
В них радость жизни и краса.
Они, как платья у невест,
С красивой нежною фатой,
На кронах нет свободных мест,
Везде цвет бело-золотой.

1ведущий: Догадались? Конечно, это – Вишня, любимое дерево многих из нас. Было оно любимым и у русского писателя, нашего земляка … отгадываем, … А.П. Чехова. Вдохновившись описанием вишневого сада из его одноимённой пьесы, мы сделали это дерево символом нашего «сада классики». Да и как можно не восхищаться видом цветущих вишнёвых деревьев!
2ведущий:

Вишня цветёт, — осиЯнные крылья
Предвосхищают полёт.
Вишня цветёт так легко, без усилья.
Вишня в России цветёт!

1ведущий:
До чего же красивы деревни, поселки, города во время цветения вишневых садов! Будто белые, легкие облака окутали светло-зеленые ажурные деревца, над которыми с раннего утра до позднего вечера кружатся и жужжат насекомые, привлеченные волшебным ароматом цветов.
Плоды вишни имеют самые разные оттенки: от розового до темно-фиолетового. Цветки её белые, крупные, собранные в 5 соцветий. Зацветает вишня рано, в конце апреля — начале мая. А с конца июня и весь июль вишневые деревца будут усыпаны яркими, бесподобно вкусными плодами на фоне красивых, блестящих листьев. Если же в это время года погода будет холодной, пчёлки не смогут опылить цветки, и тогда вкусных, сладких вишен будет очень мало. А жаль!..

2ведущий:

Вишня — это главная садовая культура в России. Она — одно из любимых садоводами плодовых деревьев.
Все мы знаем, что одно из лучших варений – вишневое. У него не только исключительные вкусовые качества, но и целебные свойства: оно помогает при многих заболеваниях и способствует общему укреплению здоровья. Вишню иногда называют верным помощником врача.

1ведущий:

Вишня цветёт, даже листьев не видно.
Сплошь лепестки, лепестки.
Словно невеста, свежа и невинна,
Кружев сплетает венки.

2ведущий: Но недолго время цветения…

Теряет вишня лепестки, они слетают…
На землю белые мазки ложатся с краю…
И словно снегом их цветки всё накрывают…
Они беспечны и легки… И умирают…
1ведущий: Вишня завершает нашу аллею любимых деревьев русских классиков.
Итак, молодцы, команда, вы хорошо справились с последним заданием нашего сада классики, наиболее активные участники получают в подарок призы.

Раневская: Уважаемые гости! Мы вручаем вам фрагмент высказывания о книге, который вы должны принести на конечную остановку — Дворец мудрости.
Читайте книги, особенно классику, она не умирает, в ней заложены все знания и мудрость прошедших веков, наша история, наша память…
До новых встреч!

Остановка 5 «Поэтический Парнас» посвящена русской поэзии 19-20 веков (расположена в музыкальном зале библиотеки).

Ведущий: Приветствую вас, путешественники, у подножия поэтической горы Парнас.
Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
Хозяйки этой горы – Музы. Они будут вдохновлять вас на прекрасные и совершенные ответы. А поэтические задания оставил для вас Аполлон, покровитель всех видов искусств и поэзии.
Сегодня предлагаем вам
Войти в словесный дивный храм.
Мы вам откроем эту дверцу,
И вы почувствуете сердцем,
Как поэтическое слово
Подобно, то раскатам грома,
То тихим шелестам листвы…
Но прежде чем вы откроете эту дверь, вы должны выполнить задание Аполлона — по описанию узнать поэта. Если ваш ответ будет правильным – дверь откроется.
(фамилия скрыта под красочным бантом, связывающим двери)
Итак, внимание!
1 команда:
Россию сердцем обнимая,
Любил грозу в начале мая…
И светлый день, и сонный брег,
И шум весенних талых рек.
Поэт – певец, поэт – философ –
О, сколько мыслей, чувств, вопросов
И гениальных озарений
Оставил он в стихотвореньях!
(Ф. И. Тютчев)

2 команда: Кто русских женщин восхвалял
И Русь святую прославлял?
Кто ненавидел и любил,
И восторгался, и хулил?
А это что: «идёт-гудёт»?
Кому что в голову взбредёт?
(Н. А. Некрасов)
(команды выполняют задания)
Вы успешно справились с первым заданием, добро пожаловать к подножию Парнаса!
(раскрывает двери, все проходят в зал)
Филатова:
Гора Парнас считалась излюбленной вершиной Богов, которую они посещали для отдыха и откуда с наивысшей вероятностью ответа можно было обратиться к одному из жителей Олимпа. Здесь расположен чудодейственный Кастальский источник. Воды источника обладали целебной силой. А после глотка воды и омовения в Кастальском роднике человек обретал поэтический дар и вдохновение. С горой Парнас связано огромное количество мифов, сказаний, легенд. Например, нимфа Дафна, в которую был безответно влюблен Аполлон, обратилась в лавровое дерево у горы. А сам Аполлон, у подножия горы одержал победу над драконом Пифоном. Музы считались покровительницами изящных искусств и наук. Отсюда и второе название Парнаса – гора Муз.
(Звучит греческий гимн, посвященный покровительницам искусств)

Муза 1:
С поэзией умчитесь вы
В век девятнадцатый, степенный
Мы вам в торжественной тиши
Предложим праздник для души.
И так, второе задание.
Перед вами находится рукопись стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Но некоторые слова текста были уничтожены. Вам необходимо восстановить уничтоженный текст рукописи поэта. За помощью, выполняя все задания, вы можете обращаться к книжной выставке «Поэзия! Любовь моя!».
(команда выполняет задание: восстановить текст стихотворения А. С. Пушкина «Дон». Пропущенные слова: 1. полей 2. сынов 3. брата 4. Аракса 5. злой 6. Арпачайскую 7. наездников 8. Виноградников)
Второе задание выполнено!
Муза 2:
Так пусть же Пушкин поспешит
На помощь всем, живущим в мире!
И пусть разбудит своей лирой
Спокойно спящие сердца!
Путешествие в XIX век продолжается!
Мы видим альбом дамы XIX века. А для гостя написать стихи в альбом хозяйки, лежавший на специальном столике, на самом видном месте, было делом чуть ли не обязательным. Даже если он не считал себя поэтом! Впишите и вы стихотворение в альбом барышни XIX века.
(команда выполняет задание)
Муза 3:
Век девятнадцатый – к концу
Уж подошёл,
И на исходе –
На смену прежнему певцу –
Являлись новые в народе.
И нет в России человека,
Не слышавшего их имён:
Ахматова и Гумилёв!
Цветаева и Маяковский!
Есенин, Блок и Мережковский.
Сей список можно продолжать.
Но, чтобы вас не утомлять
Фамилий их перечисленьем –
Услышим их произведенья.
Послушайте отрывки из песен и определите автора стихов.
(звучат отрывки песен «Мне нравится, что вы больны не мной» М. Цветаевой, «Никого не будет в доме» Б. Пастернака, «О жизнь без завтрашнего дня» А. Ахматовой, «Выткался на озере алый свет зари…» С. Есенина, «В шумном платье муаровом» И.Северянина)
Муза 4:
Вы всё ближе к заветной цели. Я предлагаю насладиться сегодняшним прекрасным весенним вечером. Многие русские поэты очень любили весну и отразили это в великолепных стихах. Вам предстоит узнать этих поэтов и стрелкой соединить отрывок стихотворения о весне с фамилией поэта, написавшего его.
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе…
С. Есенин
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора…
Ф. И. Тютчев
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А. А. Фет
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
И. А. Бунин
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
А. С. Пушкин
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик чистый расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А. К. Толстой
(команда выполняет задание)
Ведущий:
Вы успешно справились со всеми заданиями Аполлона и можете следовать по Дороге Мудрости дальше.
Так было от начала мира,
Так будет до скончанья лет:
Пока в руках поэта лира –
Над словом властвует поэт.
Получите свою подсказку и счастливого пути!
(команды получают часть высказывания о книге выдающегося человека, написанное на чернильнице с пером.
(1 команда — часовому, заступающему его место. А. Герцен
1 команда – Книга – активный борец и боец)

(После выполнения заданий на последней, 5-ой остановке команды собираются во Дворце мудрости – читальном зале МЦБ, где подводятся итоги квеста и происходит награждение. Члены команды, получившие в ходе игры бонусы выбирают на общее количество бонусов дополнительные призы.
1 команда должна собрать следующее высказывание: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место» А. Герцен, русский писатель
2 команда: Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
В. Ф. Боков, русский поэт

Вам также может понравиться...