Библионочь 2014 «Вальс цветов»

МБУК МР «Межпоселенческая центральная библиотека»

Методико-информационный отдел

Миллерово

2014 год

Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского (на его фоне пары танцуют вальс)

( Слайд 1)

Ведущая 1. Добрый день, дамы и господа!

Ведущая 2. Мы собрались сегодня в музыкальном зале Межпоселенческой центральной библиотеки, чтобы поддержать третью ежегодную общероссийскую социально-культурную акцию «Библионочь». Это масштабное событие в поддержку социальной авторитетности литературы и библиотеки.

Сегодня, в ночь с 25 на 26 апреля, в российских библиотеках после официальных часов работы пройдут самые различные мероприятия.

А мы приглашаем вас на бал! Быть может, кто-то засомневается: бал в библиотеке? А почему нет? Это красиво, познавательно и интересно. И это ли не миссия библиотеки?

Словно с помощью машины времени вы перенесетесь в другую эпоху, когда можно будет услышать: Сударыня, вы будете сегодня на балу?

Ведущий 1. Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена

(Слайд 2)

Я свечи зажигаю и молчу.

И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,

Рукою тьмы, притронувшись к плечу,

Впервые бала зажигаю свечи.

(зажигает свечу)

Ведущий 2.

(Слайд 3)

Волшебный Бал — мечта Принцесс,

Прекрасных принцев взгляд желанный.

И сказка воплотится здесь

Для вас подарком долгожданным.

(Слайд 4)

Ведущая 1. На бал приглашены наши дорогие читатели, а также творческие и интересные люди нашего города! В ходе бала вы можете познакомиться с картинами местных художников, посетить библиотечные салоны, где вам будет предложено выполнить самые различные задания на знания бального этикета. За выполненные задания, вы, уважаемые дамы и кавалеры, будете получать библиомонеты, которые в конце вечера можно будет обменять на призы.

(Слайд 5)

Ведущая 2. Что такое бал? Слово «бал» произошло от греческого баллери, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

(Слайд 6)

Ведущая 1. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договоры и многое, многое другое.

В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь, сколько дуэлей из – за оскорблённой чести и отвергнутой любви видело это время.

( Слайд 7)

(Звучит романс «Средь шумного бала»)

(Слайд8)

Ведущая 2. Сегодня всё богатство русской культуры поможет нам представить себя на русских балах в различные эпохи, вспомнить все бальные традиции. Итак, начинаем наше историко-литературно-художественное путешествие.

Ведущая 1. Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

(Слайд 9)

Ведущая 2. В России до 18 века ничего похожего на балы не существовало. Совместные собрания мужчин и женщин в дворянской среде были не приняты. Балы начали устраивать по приказу Петра I с 1718 года по возвращению его из-за границы. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. (Слайд 10) На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. (Слайд 11) И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Ведущая 1. Танцевали на ассамблее англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. А начинался вечер менуэтом. (Слайд 12)Этот старинный танец отличался изяществом и плавностью движений, исполнялся в замедленном темпе, изобиловал взаимными поклонами и реверансами. Этот танец отражает эпоху, когда взаимоотношения людей были подчёркнуто-изысканными.

(Слайд 13)

Ведущая 2. Играли в залах менуэты,

Скользили тени по паркетам,

Из-под опущенных ресниц

Блестели глазки чаровниц!

А к их ногам роняли розы,

И дуэлянты бились грозно,

А романтичные поэты

Дарили женщинам сонеты…

Какие были времена!

(Слайд 14)

Ведущая (школа №4) Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А.С. Пушкина в повести «Арап Петра Великого» (держит в руках книгу): «В большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыму, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошью моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною…

(Слайд 15)

Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее. Приседания и поклоны продолжались около получаса».

(Видео фрагментов из к\ф «Арап Петра великого» — Слайд 16)

Ведущая 2. (Слайд 17) Танцевали и очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял «курс», заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись.

(Слайд 18, видеозапись танца гросфатер со звуком)

(Слайд 19)

Ведущая 1. Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои и литавры. Петр I не терпел карт и предпочитал им шашки, а особенно шахматы, игру любимую им до крайности, в которой он почти не находил себе равного. Не ходить на балы — ассамблеи было опасно — за неявкой следовало строгое наказание.

(Слайд 20)

Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно привыкли к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

Ведущая 2. После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Извещать о балах стали не барабанным боем, как в Петровское время, а специальными приглашениями.

(Слайд 21)

Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Ведущая 1. (Слайд 22) Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных. Затем распределяли роли. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки — дети хозяев дома, их родственники и друзья. Живые картинки могли быть и на сюжеты живописи. (Слайд 23)

Ведущая 2. Сейчас давайте попробуем и мы разыграть несколько живописных картинок. Выбираем три команды, каждой предлагаем репродукцию картины известного русского художника и аксессуары к ней. Необходимо изобразить сюжет картины в «живую». Зрители должны угадать название картины и фамилию художника. А пока команды готовятся, предлагаем послушать песню о романтических и мужественных представителях блистательного 18 века – гардемаринах.

(звучит песня «Гардемарины», видео из к\ф «Гардамарины, вперёд», Слайд24)

Живые картины готовы, Угадываем их.

(Слайд 25)

(показ живых картинок)

(Слайд 26)

Ведущая 1. В жизни русского столичного дворянина XVIII время разделялось на три части: первая часть — пребывание дома, где он занимался семейными и хозяйственными делами; вторая часть — военная или статская служба. И, наконец, отдых на балу или званом вечере.

Ведущая 2. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет.

(Слайд 27)

Ведущая 1. Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт.

(Слайд 28)

Ведущая ( школа №4): Вот как описывает бал времен Екатерины Великой Н. А. Равич в романе «Две столицы»: «Дворец князя Долгорукого, творение великого зодчего Казакова, светился огнями. По фронту горели разноцветные плошки, из окон колонного зала вырывались снопы света.

Начиная с восьми часов вечера ко всем подъездам со стороны Дмитровки, Охотного ряда и Моховой стали подъезжать щегольские экипажи и помещичьи дормезы, крытые кожей, золоченые, с большими стеклянными окнами и красными спицами кареты и древние возки допетровских времен.

(Слайд 29)

Дворянские семьи, за неделю готовившиеся к этому балу, кучками толпились в подъездах, отряхиваясь и осматривая друг друга. Лакеи в красных фраках и белых чулках суетились, принимая одежду.

(Слайд 30)

… а в зале проходило бесконечное шествие дворян. Ползли петровские вельможи, недовольно постукивая тростями и недоброжелательно оглядываясь вокруг, как будто все, что они видели кругом, сущие пустяки. Вели под руки бабушек, которые детство провели в теремах, юность в вольных аустериях и на ассамблеях, а годы замужества – во времена Бирона и Миниха, когда, обливаясь слезами, приходилось им зубрить немецкий язык. Проходили приезжие дамы, захлопотавшиеся в провинциальных усадьбах. Гоня впереди жен и дочек, как лошадей на ярмарку, шествовали богатые помещики вперемежку с разорившимися кутилами. Чиновники и офицеры, иностранные дипломаты и могущественные откупщики разыскивали в толпе знакомых или нужных людей. Мамаши опытным взглядом высматривали женихов, порхающие щеголи вскидывали лорнеты, бесцеремонно разглядывая красавиц.

Десятки тысяч свечей отражались в хрусталях подвесок, в огромных настенных зеркалах, в белом мраморе колонн, освещали матовые плечи женщин и расшитые золотом и серебром мундиры мужчин. Двенадцать оркестров безмолвно расположились на хорах. Было душно, несмотря на открытые окна. Стоял острый запах духов, пудры и живых цветов. Воздух наполнял равномерный гул голосов».

Ведущая 2. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

(Слайд 31)
Ведущая 1. В конце XVIII века было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт. В России полонез называли «ходячим разговором», так как во время танца можно было вести беседу.

(Слайд 32)

Это — танец-шествие, в котором должны были принять участие все приглашенные. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

(Слайд 33)

Ведущий 2. Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Итак, полонез, господа!

(Танцуют полонез)

Браво, аплодисменты!

(Слайд 34)

Ведущий 1: Ах, этот бал!

Ты – шелест платьев

И кавалеров робкий шёпот.

Ах, этот бал!

Нежны объятья

И громок под мазурку топот!

(Слайд 35)

Ведущая 2. Уже в первой половине 19 века балы были излюбленным развлечением публики — как великосветской, так и мещанской. Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой с Рождества и до последнего дня Масленицы.

Любой бал начинался с приглашения. Приглашения рассылались за десять дней, а то и за три недели, и адресаты должны были составить ответ — будут или нет.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал также, как и в 18 веке, открывался торжественным полонезом. Вторым танцем на балу был вальс. Далее чередовались польки, кадрили. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.

(Слайд 36)

Ведущая 1. Сударыня, Вы сегодня прекрасно выглядите!

Ведущая 2. Благодарю Вас, сударыня!

(Слайд 37)

Ведущая 1. На балах было принято говорить комплименты. Умение сказать комплимент – это целое искусство. Похвалить можно за внешний вид, черту характера или поступок. Предлагаем всем кавалерам произнести комплимент рядом стоящим дамам (все говорят комплименты, дамы благодарят).

Ведущая 2. И еще об одной бальной традиции мы хотим вам напомнить – о записях и рисунках в альбомах хозяев. Альбом хозяев сегодняшнего бала находится на абонементе. Может быть, вам захочется оставить в нем свои записи в стихах или прозе о нашем вечере? Это вы можете сделать в течение всего бала.

Ведущая 1. На балах были приняты сольные выступления гостей бала как вокальные – исполнялись романсы, так и инструментальные – в основном, на рояле. Сегодня на балу присутствует… она нам исполнит романс…

(звучит романс) Благодарим.

(Слайд 38)

Ведущая 2. А теперь приглашаем всех на танец – Падеграс, в переводе с французского означает «грациозный шаг». Двигайтесь и приседайте грациозно. Только и всего! Танец очень прост. Тот, кто впервые будет сейчас танцевать падеграс, внимательно смотрите за другими парами, повторяйте движения за ними.

(Танцуют падеграс)

Кавалеры, проводите своих дам!

(Слайд 39)

Ведущая ( школа №4). Первый бал Наташи Ростовой – это, пожалуй, самые трогательные страницы романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

«…Она вспомнила, как ей надо было держать себя на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью её, она почувствовала, что глаза её разбегались: она ничего не видела ясно, пульс её забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у её сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала её смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его…

…Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят… Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною».

(Слайд 40)

Ведущая 2. Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных –

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный –

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

Какой танец танцевала Наташа? (Вальс). (видео из к\ф «Война и мир», Слайд 41)

Вальс был кульминацией любого бала (Слайд 42).

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.
Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них

горят уборы головные;
По их плечам полунагим

златые локоны мелькают;
Одежды легкие, как дым,

их легкий стан обозначают.

(Слайд 43)

Ведущая 1. Вальс был допущен на балы Европы как дань новому времени.

Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Стоит только вообразить, как молодая, легко одетая особа бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом!

В «Войне и мире» Лев нмколаевич Толстой, описывая первый бал Наташи, противопоставляет полонез, который открывает государь, второму танцу — вальсу, который становится моментом торжества Наташи. Это прекрасное мгновение не смогли обойти и организаторы открытия зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Вот как Лев Николаевич описывает это событие:

(Слайд 44)

Ведущая (школа №4): «С хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса… отчаянное, замирающие лицо Наташи Ростовой бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе… он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой и благодарной детской улыбкой… Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо сияло восторгом счастия…»

(видео-фрагмент открытия Олимпиады, Слайд 45 без звука)

Танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского (муз. Г. Свиридов вальс к к/ф по повести А. С. Пушкина «Метель») (школа №4)

А теперь мы предлагаем поиграть в распространённую на балах игру «Ручеёк».

(Слайд 46)

Игра «Ручеёк»

(Слайд 47)

Ведущая 1. На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знали, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая (Слайд 48), третья (Слайд 49).

Ведущая 2. Кадриль. Вряд ли можно назвать другой танец, который исполнялся бы у нас в России с таким упоением всем обществом – от аристократов до крестьян.

(Слайд 50)

Живые движения кадрили очень гармонируют с озорным характером русского народа. Сегодня будет исполнена кадриль под названием «Лансье».

(танцуют кадриль «Лансье») (Слайд51)

(Слайд 52)

Ведущая 1. Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма

О, эта бешеная младость,

И теснота, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.

(Слайд 53)

Ведущая 2. На бал нужно являться изящно одетым. Особенно туалет дам и девиц должен отличаться своей изысканностью, то есть в высшей степени соответствовать моде.

(Слайд 54)

Мужчины являются на бал в черной фрачной паре, жилете, который должен быть белым. Галстук должен быть тоже черный. Перчатки непременно белые, лайковые.

(Слайд 55)

Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов — голубого, розового. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось дурным тоном).

(Слайд 56)

Дамы могли украсить себя головным убором. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна быть открыта. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений. Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным — открытые шея и плечи.

(Слайд 57)

Ведущая 1. А женская прическа?… Оказывается, женская прическа того времени являла собой произведение парикмахерского искусства.
Дамские прически начала XIX века — это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади. Но не всё так страшно — многие элегантные дамы любили простую, но изящную причёску. Волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка.

(Слайд 58)

Кстати, Наталья Гончарова на знаменитом портрете изображена именно с такой причёской. А причёски наших помощниц – учащихся 4 школы созданы в салоне нашего города «Образ» стилистом Евгением Чубарь.

(Слайд 59)

Ведущая 3. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера).

Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени.
— «Чтобы выразить «да», следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
— «Нет» — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
— «Я вас не люблю» — сделать закрытым веером движение в сторону.
— «Мои мысли всегда с вами» — на треть открыть веер и легко провести им по лбу.
— «Я вас люблю» — правой рукой указать закрытым веером на сердце.
— «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха.
— «Я хочу с вами танцевать» — открытым веером махнуть несколько раз к себе.
— «Молчите, нас подслушивают» — дотронуться закрытым веером до губ.
— «отойдите, уступите дорогу» — сложенный веер, направленный на мужчину;
— «убирайтесь прочь, вон!» — резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.
— «Я к вам не чувствую приязни» — открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
— «Вы меня огорчили» — быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
— «Я не приду» — держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идет разговор.
— «Я приду» — держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
— волнение от известий — резкие быстрые взмахи;
— ожидание — похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони;
— сомнение — Закрывающийся веер;
— отрицание — закрытый веер;
— скромность, неуверенность — веер, раскрытый менее чем на четверть;
— одобрение — раскрывающийся веер;
— всеобъемлющая, безоговорочная любовь — полностью открытый веер;
— нерешительность — прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.
— кокетство — прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой;
— поощрение, «я готова, жду» — замедленные помахивания веером раскрытым на ѕ;
— благодарность — раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы;
— невозможность — полураскрытый, опущенный вниз веер;
Если собеседник, пользующийся особым расположением, просит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, е. нижним концом.
Помимо молчаливой игры веером важное значение имел и его цвет:
белый означал невинность,
черный — печаль,
красный — радость, счастье,
голубой — постоянство, верность,
желтый — отказ,
зеленый — надежду,
коричневый — недолговременное счастье,
черный с белым — нарушенный мир.
розовый с голубым — любовь и верность,
вышитый золотом — богатство,
шитый серебром — скромность,
убранный блестками — твердость и доверие.

Фразу: «я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами и веером 3 раза постукивают по другой руке.

(Слайд 60)
Ведущая 3. А теперь, дорогие дамы, попробуйте сказать что-нибудь своему спутнику с помощью веера. А кавалеры попытаются правильно прочитать сказанное веером.

(«разговор» веерами)

(Слайд61)

Ведущая 1. Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

(Слайд 62)

Обязательное условие – сумочка должна была быть небольшой по размеру, подходить к платью. Необходимый набор предметов женской сумочки включал: зеркальце, духи, carte de bal (бальная книжечка или карточка), которая помогала даме запомнить очерёдность кавалеров, приглашающих ее на танцы, в неё она вносила номер танца и имя кавалера.

(Слайд 63)

Ведущая 2. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют.

(Слайд64)

Ведущая 1. Бал – это оживлённость, свобода и непринуждённость беседы между мужчиной и женщиной, которые были невозможны в других обстоятельствах. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Выражение «мазурочная болтовня» не было пренебрежительным. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих друг за другом танцев. Интересный пример смены темы разговора в последовательности танцев находим в «Анне Карениной» известном романе Льва Николаевича Толстого.

(Слайд 65)

Ведущая (школа №4): «Вронский с Кити прошел несколько туров вальса». Толстой вводит нас в решительную минуту в жизни Кити, влюбленной во Вронского. Она ожидает с его стороны слов признания, которые должны решить ее судьбу, но для важного разговора необходим соответствующий ему момент в динамике бала. Его возможно вести отнюдь не в любую минуту и не при любом танце.

(Слайд 66)

«Во время кадрили ничего значительного не было сказано, шел прерывистый разговор». «Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться».

(Кадры из фильма «Анна Каренина», Слайд 67с музыкой)

(Слайд 68)

Ведущая 1. Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее. Об этом писал Александр Сергеевич Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.
Ведущая 2 . Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.

( танцуют мазурку)

Спасибо за прекрасные минуты!

(Слайд 69)

Ведущая 1. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.

(Слайд 70)

Ведущая 2. В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж…

Ведущая 1. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

Уважаемые дамы и господа, сейчас мы объявляем 30-минутный перерыв. Во время него вы можете посетить бальный буфет, сфотографироваться в библиотечном интерьере. А также выполнить задания в салонах: «Цветочном», «Модном», «Бальном».

(Слайд 71)

Ведущая 2. Давайте продолжим наш вечер и поиграем в распространенную на балах веселую игру «фанты».

(проводится игра).

Игра окончена! Кавалеры, не забудьте проводить своих дам на место.

(Слайд 72)

Ведущая 1. После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами.

(Слайд 73)

Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов…»

(игра с лентами по выбору пары для танца и медленный танец)

(Слайд 74)

Ведущая 2. Кроме балов в высшем обществе были очень популярны маскарады. Инициатором маскарадов как массовых общественных увеселений в России был Петр I — страстный любитель рядиться. В 1721 году было устроено пышное уличное костюмированное шествие в ознаменование Ништадтского мира, завершившего победоносную войну России со Швецией.

(Слайд 75)

Продолжательницей карнавальных традиций стала Анна Иоанновна, которая и 1731 году устроила грандиозный маскарад по случаю первой годовщины своего восшествия на престол, продолжавшийся целый месяц.

(Слайд 76)

Ведущая 1. Слабость к переодеваниям питала и государыня Елизавета Петровна, которая частенько устраивала маскарады, называемые «метаморфозами». Во время правления Екатерины II мода на маскарады разгорелась вновь. В 1763 году в Москве состоялся грандиозный театрализованный маскарад «Торжествующая Минерва», поставленный по случаю коронации Екатерины II. Его распорядителем был известный русский актер Ф.Г. Волков, стихи и песни для хоров написали М.М. Херасков и А.П. Сумароков. Маскарадную процессию, продолжавшуюся три дня, составляли 4 тысячи действующих лиц и 12 колесниц.

(Слайд 77)
Ведущая 2. Позднее маскарады устраивались и без особого политического или общественного события с танцами и обязательным использованием масок и карнавальных костюмов.

(звучит романс «Из-под таинственной, холодной полумаски…»)

(Слайд 78)

Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению. Вот как говорит главный герой драмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» Арбенин:

(Слайд 79)

Арбенин:

«Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет, — есть тело. И если маскою черты утаены, То маску с чувств срывают смело….Молчит… таинственна, заговорит — так мило. Вы можете придать ее словам Улыбку, взор, какие вам угодно… Вот, например, взгляните там — Как выступает благородно Высокая турчанка… как полна, Как дышит грудь ее и страстно и свободно! Вы знаете ли, кто она? Быть может, гордая графиня иль княжна, Диана в обществе…Венера в маскераде, И также может быть, что эта же краса К вам завтра вечером придет на полчаса.)».

(Кадры из фильма «Маскарад», слайд 80со звуком)

Ведущая 1. Приглашаем всех на вальс из к/ф «Маскарад» композитора Арама Хачатуряна.

( танцуют вальс)

(Слайд 81)

Ведущая 4. Великосветский бал с его мечтами, надеждами, интригами служил и служит благодатной почвой для развития многих сюжетов признанных мастеров пера. Часто бал становился отправной точкой любовного романа, поворотным событием драматической пьесы, главным местом действия искрометной комедии.

Любовь и ревность, дружба и ненависть, радость и зависть, гордость и предубеждение, восторженность и разочарование, — множество ярких человеческих качеств и чувств проявляется и кружит в вихре бального танца.

Неслучайно, бал завоевал свое особое место во всех литературных жанрах и прежде всего, в прозе и поэзии.

Предлагаем вам узнать произведения русских писателей по отрывкам из них, где упоминаются балы:

(Слайд 82)

1.​ Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

(Слайд 83)

2.​ Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой «Война и мир»)

(Слайд 84)

3.​ Я тотчас подошел к княжне, приглашая её вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами.

Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. Она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка головку набок, и мы пустились. (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

(Слайд 85)

4.​ Что нового предложит мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

(Слайд 86)

5.​ Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. (Л. Н. Толстой «После бала»)

(Слайд 87)

Ведущая 2. В начале ХХ века «большой свет» целиком перемещается в Петербург, и родители стараются вывозить дочерей в Северную столицу. Для девушек и молодых гвардейских офицеров устраивались так называемые «белые балы», на них танцевали только кадрили.

(Слайд 88)

Ведущая 1. До наших дней дошло понятие «белый танец». Откуда название? Да всё отсюда же: по устоявшейся традиции родители наряжали девушек на бал в белые платья, и когда объявлялось: «Дамы приглашают кавалеров!», молодые дебютантки выходили в центр, и зал словно обволакивало большое белое облако. Кавалеры присоединялись к партнёршам, и танец поистине становился белым.

Итак, для вас – «белый танец». Дамы приглашают кавалеров!

(звучит «Песня о любви» из к/ф «Гардемарины, вперед!», видео из фильма Слайд 89 без звука)

(Слайд 90)

Ведущая 2. На «розовых балах» — в честь молодых замужних дам – царил вальс.

Ведущая 1. В 1903 году в Санкт-Петербурге состоялся последний придворный костюмированный бал. 19 января 1904 года в большом Николаевском зале Зимнего дворца состоялся последний придворный бал Российской империи. (Слайд 91)

(звучит «Русский вальс», пары танцуют)

(Слайд 92)

Ведущая 2. Разъезжались с балов часто по утру: «Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден».

(Слайд 93)

Ведущая 1. «Вот и окончен бал…погасли свечи…

И на полу остатки конфетти…

Унёс с собой полжизни этот вечер,

Оставив лишь короткое «Прости…»

Устало собирая шлейфом блестки,

Последний раз по залу я пройдусь…

Всё получилось мимолётно…просто…

Только я всё еще боюсь,

Что возвратится ночь та отраженьем

Зеркального синонима судьбы…

И снова ты с тем самым выраженьем

Шептать мне будешь ложно о любви…

И что тогда? Где прятаться от боли?

Как удержать желаемое «да»?

я за любовь плачу сегодня кровью,

Чтоб успокоить сердце навсегда!»

(Слайд 94)

Ведущая 2. Бал… бал!!! Фейерверк, танцы, ухаживания, любовь, подозрения, вызовы на дуэль… Романтика?! Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

Ведущая 1. В советское время балы в историческом понимании этого слова не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого. Однако социальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы, где исполняли вальс, танго, фокстрот и т.д.

(Слайд 95)

Как не вспомнить наш любимый «Школьный вальс».

(Танцуют «Школьный вальс» — школа №4)

Ведущая 2. О, звени, старый вальс,

О, звени же, звени,

Про галантно-жеманные сцены,

Про былые, давно отзвеневшие дни,

Про былую любовь и измены.

(танец «вальс» — клуб «Сударушка»)

(Слайд 96)

Ведущая 1. В наше время история балов возобновляется, и сегодня вы побывали на одном из них. Я полагаю, что собравшиеся сегодня в нашем зале получили ответ на вопрос: зачем нам, людям 21 века, знать о балах?

В каждом из нас течет кровь многих и многих поколений. За нами великая культура и у нас есть память.

Благодарю всех. Вы сегодня поддержали Всероссийскую акцию «Библионочь». Вы поддержали российскую книжную культуру, российские библиотеки. Покидая бал, не забудьте оставить свои отзывы о нем в нашем альбоме.

(звучит танцевальная мелодия)

Вам также может понравиться...